Главная Ноты, литература, mp3 Галерея Мастерская Биографии Обратная связь                         ©
 
  Главная Ноты, литература, mp3 Галерея Мастерская Биографии Обратная связь
http://guitar.melodia.org.ua

«Я никогда никого не осуждаю. Моя любимая индейская пословица: «Не суди другого, пока не прошел в его мокасинах две мили»».

                  Eric Adams,
                  Manowar

Новости

Мастерская* >

Звукосниматели (часть 2)


Звукосниматели (часть 2)
4 января 2012 г.

Звукосниматели и их основные свойства (часть 2)

(Окончание)

В статье рассмотрены основные электрические характеристики звукоснимателей, показана их связь со звучанием и даны некоторые советы, как изменить звучание инструмента, учитывая конструктивные особенности звукоснимателей.


Статья взята с сайта guitar.ru. Автор статьи: Владимир Колпаков.

 

Звукосниматели и их основные свойства

(часть 2)

(Окончание)

 

Изменение характеристик звукоснимателя

 

В отношении звукоснимателей существует три разных способа изменить звук гитары:

  1. Поставить новые звукосниматели. Это самый распространённый, но и самый дорогой способ.
  2. Изменить распайку катушек в существующем звукоснимателе. Это можно сделать практически со всеми хамбакерами. Обычно обе катушки подключены последовательно. Если подключить их параллельно, индуктивность снизится в 4 раза, а резонансная частота (при прочих равных) удвоится. Использование в хамбакере только одной катушки снизит индуктивность в 2 раза, а резонансная частота увеличится в квадратный корень из двух (приблизительно 1,4). В обоих случаях звук станет более высоким. На многих хамбаккерах есть четыре выходных провода (по два на каждую катушку), чтобы можно было пробовать разные комбинации, не прибегая к вскрытию звукоснимателя. На некоторых однокатушечных датчиках для обеспечения подобной гибкости настройки имеется ответвление от катушки.
  3. Изменение внешней нагрузки. Этот метод, несмотря на дешевизну, может оказаться очень эффективным. Лишь немного потратившись на электродетали, можно регулировать звук в широких пределах. Стандартные регуляторы тембра снижают резонансную частоту благодаря параллельному подключению конденсатора к звукоснимателю (обычно используя для управления переменный резистор). Поэтому одним из способов изменения звука является замена обычного регулятора тембра поворотным переключателем, который подключает к датчику конденсаторы различной ёмкости (рекомендуется от 470 пФ до 10 нФ). Это даст гораздо большее разнообразие звуков, чем обычный регулятор тембра (рис. 5).

Рис. 5

Кроме того, добавление дополнительного буферного усилителя может предотвратить воздействие на датчик ёмкости кабеля, обеспечивая более яркий и громкий звук. Таким образом, гитара зазвучит одинаково независимо ни от типа кабеля, ни от его длины. Это, очевидно, очень удобно, поскольку не надо таскать выбранный вами кабель с собой, у вас появляется контроль частотных характеристик датчика «под рукой», как у B.B.King’а на его знаменитой гитаре Lucille, а также большая свобода движений.


Следует обратить внимание на то, что ниже 1000 Гц пики становятся менее высокими и более широкими. Поскольку высота резонансного пика зависит от сопротивления внешней нагрузки (потенциометр громкости, потенциометр тембра и входное напряжение усилителя), снижение этой нагрузки (например, подключением резисторов параллельно к датчику) снижает высоту пика. Для увеличения высоты пика следует увеличить сопротивление нагрузки. В большинстве случаев это возможно только путём установки в гитару предусилителя высокого сопротивления.


Вот тут очень хочется вспомнить, то, что я не хотел уменьшать значения собственного омического сопротивления катушки, и вот почему.


В соответствии с теорией электрических фильтров передаточная характеристика фильтра низких частот 2-го порядка (те самые вышеупомянутые кривые) записывается следующим образом:

, где A0 – амплитуда входного сигнала,  - нормированная частота, a и b – коэффициенты, определяющие тип фильтра (с критическим затуханием, Бесселя, Баттерворта, Чебышева), или по-другому уровень и ширину подъема АЧХ на граничной частоте. Величина  называется добротностью фильтра, физический смысл которой заключается в отношении центральной частоты подъема (близкой к частоте среза) f0 к ширине полосы по уровню -3dB от максимальной точки подъема на частоте f0.


Для LRC – фильтра, коим является звукосниматель, как было упомянуто ранее, эта функция выглядит следующим образом:

, откуда незамедлительно получается . Т.е. добротность обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению датчика в первую очередь. Сопротивление увеличивается с уменьшением диаметра проволоки и увеличением её длины. При определенном диаметре проволоки катушки (существуют стандарты) чем выше уровень выходного напряжения звукоснимателя, тем больше проволоки в нем намотано, тем больше сопротивление датчика. Отношение индуктивности к ёмкости катушки (в случае её стандартной геометрической формы) практически не меняется. А это значит, что чем выше внутреннее сопротивление датчика, тем шире и ниже пик резонанса, тем хуже атака и «читаемость» звука. А если еще учесть, что из-за материала магнита и сердечников скорость изменения магнитного потока тоже ограничена, то чем больше индуктивность катушки, тем больше будет динамических искажений (компрессия) возрастающих с частотой сигнала. Практический же вывод здесь такой, что не стоит гнаться за мощным выходом сигнала непосредственно со звукоснимателя (более слабый сигнал лучше усилить предусилителем), – сигнал очень сильно деградирует, динамика и выразительность звука будут потеряны. Для Heavy Metal, наверное, сгодится, да и то не всегда.


Типы магнитных звукоснимателей.

Магнитные звукосниматели подразделяются на однокатушечные (sin gle coil или просто single – один) и двухкатушечные - хамбакеры (humbucker – подавитель фона).


Простые однокатушечные датчики.

Простые однокатушечные датчики чувствительны к магнитным полям, создаваемым сетевыми кабелями, трансформаторами, лампами дневного света и другими источниками помех, что приводит к возникновению посторонних шумов и в первую очередь сетевой частоты 50Гц. Магнит (или магниты под каждую струну) располагаются одним полюсом к струнам, а другим в деку под ними, т.е. линия соединяющая полюсы, параллельна оси катушки. (Напомню из физики, что если вы правую руку, сжатую в кулак, расположите так, что загнутые пальцы будут повторять направление намотки витков катушки, то отставленный большой палец руки укажет вам расположение и направление оси катушки). Таким образом, расстояние между полюсами равное высоте звукоснимателя не заполнено никаким магнитопроводящим материалом. Поэтому линии поля магнита равномерно рассредоточены по объему. Это влияет на величину подмагничивания струны и величину изменения магнитного потока, что в свою очередь сказывается на уровне выходного напряжения. Ниже на рис.6 приведена фотографии и чертежы с типичными размерами стандартного стратовского сингла (bridge) (1); гибсоновского сингла (мыльницы) P90 (neck) (2). Выпускаются также соответствующие модели neck и bridge. Разница между моделями neck и bridge состоит в том, что расстояние между центрами крайних сердечников будет 50 мм для neck и 52,5 мм для bridge.


1. Стандартный стратовский сингл.

2. Гибсоновский сингл (мыльница) P90.

Рис.6.

 

Двухкатушечные датчики.

Двухкатушечные датчики делятся в свою очередь на 2 типа: хамбакеры и хамкенселлеры от английских hum-bucker (фоно-подавитель) и hum-canceller (фоно-погаситель) соответственно. Общее в этих датчиках то, что в них используются две катушки, которые одинаковы геометрически и одинаковы или близки по количеству витков, электрически находятся в противофазе, чтобы паразитные наводки и шумы сводить до минимума. На этом сходство хамкенселлера и хамбакера заканчиавется.


В остальном хамкенселлер полностью похож на сингл, его катушки находятся строго одна под другой (поэтому его по-другому называют стековый от stack хамбакер). Сигналы в каждой катушке полностью идентичны друг другу по спектру и фазе, поскольку снимаются с одной и той же точки струны, но они в достаточной степени отличаются друг от друга по амплитуде, поскольку струна сильнее меняет магнитный поток в ближайшей по отношению к ней катушке. Выходное напряжение, таким образом, составляющее разностный сигнал катушек хамкенселлера, является спектрально (по тембру) точной копией синглового, имеет меньшую, чем у сингла амплитуду, зато полностью свободно от любых синфазных шумов, которые наводятся в катушках практически одинаково. Я часто слышал и читал мнения, что будто бы каким-то необъяснимым физикой образом сигналы катушек хамкенселлера взаимовычитаются так, что, во-первых, от них в сумме остается очень маленький сигнал, а, во-вторых, появляются какие-то странные «кастрюльные» или «металлические» призвуки. И поэтому пользуются такими датчиками такие «подвинутые» люди как Ингви Мальмстин и т.п. Хотелось бы заметить господам, такое произносящим, лишь одно: надо было хорошо учиться в школе, а уши чистить постоянно, ибо это неотъемлемая часть личной гигиены.


На рис. 7 изображен типичный пример хамкенсселера. На чертеже видны 2 катушки – одна под другой.

Рис.7


Хамбакер представляет из себя 2 сингла, стоящие параллельно друг другу на одном уровне под струнами. Общий для этих синглов магнит расположен под ними таким образом, что его ось перпендикулярна оси катушек, т.е. он одним своим полюсом прижат к сердечникам, находящимся в одной катушке, а другим – в другой. В результате поле с обоих полюсов через сердечники подводится под струны, в которых же большей частью и замыкается. Катушки, так же как и в хамкенселлере, включены электрически противофазно и (как правило) последовательно. Поскольку магнитное поле замкнуто через струну, то струна над датчиком тоже имеет полюсы, над одним сердечником один, над другим противоположный. Таким образом, магнитный поток в катушках при колебаниях струн меняется противофазно, однако, учитывая то, что катушки включены противофазно электрически, получаем, что сигналы, наведенные струнами в катушках, синфазны друг другу и в силу последовательного соединения катушек полностью складываются. При этом внешние наводки и шумы, на которые никак не влияет магнитное поле магнита датчика, взаимоуничтожаются.


На рис. 8 изображены три основных типа хамбакеров.

1. Original Humbucker

2. Standard Humbucker

3. Side-by-side Humbucker.

Рис.8


Изначально хамбакер был внедрен компанией Гибсон (Gibson). Инженеры, вероятно, руководствовались идеей максимально уменьшить все посторонние шумы и наводки, поэтому звукосниматель был накрыт латунной крышкой с хромированным (никелированным, золоченым) покрытием (1 Original Humbucker) и залит воском (или парафином) для отмены микрофонного эффекта. Эта крышка всегда подключалась в гитаре к общему проводу (земле), и, таким образом, обеспечивалось дополнительное экранирование датчика от внешних наводок. Однако крышка из диамагнитного металла создавала дополнительную емкость между катушками и землей и обеспечивала большее рассеивание магнитного поля и магнитного потока, тем самым, сдвигая резонанс вниз по частоте и по амплитуде. Недолго думая, музыканты поснимали эти крышки, улучшив отдачу и повысив резонансную частоту, и получился стандартный вид хамбакера (2 Standard Humbucker). Стремясь к сингловому спектру, но бесшумной передаче сигнала, был создан side-by-side узкий хамбакер (3 Side-by-side Humbucker). Звучит он необычно из-за геометрических размеров катушки, которые накладывают определенные ограничения, но не звучит как сингл. Почему? Читайте дальше.


Казалось бы, что еще желать после создания хамбакера: амплитуда более чем в 2 раза выше, чем у сингла (при прочих равных), шумов нет, да и выглядит солидно, однако! Хамбакер очень сильно теряет в прозрачности звучания по сравнению с синглом. Очевидно, что он не заменим для тяжелых стилей музыки, для звучания гитары с мощным эффектом дисторшн и т.п. Но, тем не менее, удовлетворяет совсем не всех музыкантов, даже играющих с сильным ограничением сигнала, таких как Ингви Мальмстин или музыкант с большой гаммой звучания Дэвид Гилмор, которые в результате используют, например, активные хамкенселлеры EMG. И никакие попытки создать хамбакер звучащий как сингл, например, узкий, или, играя с материалом магнитов и геометрией катушки, обычного размера, или перематывая одну катушку и не доматывая другую в ущерб чистоте сигнала, а также никакие комбинации включения катушек хамбакера (например, параллельное включение) не привели и не приведут никого к успеху. Это, к сожалению, не следует из статьи Гельмута Лемме, более того (возможно для упрощения изложения) он специально уточнил, что решающим параметром в передаче сигнала электрической части звукоснимателя является его индуктивность. Поэтому с его слов соединив катушки параллельно, и таким образом уменьшив индуктивность и сопротивление такого звукоснимателя в 4 раза против обычного последовательного соединения катушек, можно добиться синглового звучания, что на самом деле неверно. Следуя этой логике, можно было бы просто подобрать внешнюю нагрузку таким образом, чтобы ее влияние на звук было бы ничтожно мало, а резонанс системы был бы сдвинут за границу слухового диапазона – и, пожалуйста, широкополосный датчик еще лучше сингла готов. Но, тем не менее, таких датчиков никто не делает.


Ограничение накладывает обычная физика. Датчик нельзя рассматривать отдельно от гитары и, главное, струн, так же как и крылья от самолета без самого самолета. Самолет без крыльев больше похож на укрытие для бомжей (ни двигателей, ни топлива, ни колес), а электрогитара без датчиков – на табуретку со струнами.


Основной проблемой хамбакера является снятие колебаний с двух точек струны. Между этими точками существует разность фаз гармоник колебания струны. Колебание струны представляет собой совокупность стоячих волн основной частоты и кратных ей гармоник с некоторыми коэффициентами. Чем ближе половина длины волны к расстоянию между центрами сердечников, тем большее значение это имеет для такой гармоники колебания. В результате получается, что в выходном напряжении хамбакера складываются не все гармоники колебания струны, а только их часть. Другая часть гармоник при этом взаимовычитается, приводя к тому, что спектр хамбакера будет иметь периодические плавные провалы и подъемы.


Представим источник колебаний - струну. Она закреплена в двух точках (узлах). При колебаниях возникают стоячие волны. Как я уже сказал, полное колебание струны состоит из суммы стоячих волн кратных по частоте основной (гармоники) с весовыми (по амплитуде) коэффициентами. Каждое отдельное колебание можно вызвать отдельно. Музыканты называют это флажолетом. Если Вы возьмете флажолет на 12 ладу, то легко увидите 3 узел, находящийся на этом же ладу, который не колеблется. А главное, что точки струны по разные стороны от этого узла колеблются в противофазе. Возьмем 6 струну. Колебанию ноты ми 80 Гц, а именно половине длины волны этого колебания соответствует 648 мм (мензура). Стандартное расстояние между центрами катушек стандартного хамбакера - 18 мм. 648/18=36, т.е. половина длины стоячей волны 36 гармоники будет строго укладываться между центрами хамбакера. Это значит, что 36 гармоника будет полностью отсутствовать в выходном спектре хамбакера. 36 гармонике соответствует частота 80*36=2880 Гц. Это те самые 3 кГц, которые придают яркость звуку. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) хамбакера для 6 струны будет иметь ярко выраженный провал на этой частоте. Далее на частоте 5760 Гц, когда на расстоянии между центрами хамбакера укладываться полная длина волны, будет подъем в результате полной суммы с обоих синглов, а на частоте 8640 Гц опять провал и т.д. до тех пор, пока гармоники читаются с датчика. На практике все не так идеально, однако при сравнении интегральных спектров сингла и хамбакера, полученных на одной гитаре с одного датчика, первый будет иметь равномерный спад, а второй четко выраженную периодичность, и как минимум 1 плавный провал АЧХ.


Ниже на рис.9 приведены 3 интегральных спектрограммы, построенные с помощью программы SoundForge 6.0 соответственно 3 пол секундных интервалов атаки 6 струны, преобразованные в электрический сигнал оригинальным хамбакером (с крышкой) и каждым его синглом, которые говорят сами за себя. Рассчитанный провал на 2880Гц очевиден.


1-ый сингл, ближний к бриджу (сердечники наружу)

2-ой сингл (полностью под крышкой)

Хамбакер в целом

Рис.9


Именно поэтому хамбакер никогда не будет звучать как сингл, даже в параллельном включении катушек. (Параллельное включение катушек отличается от последовательного соединения тем, что представляет собой половину сигнала последовательного соединения, но при одинаковой внешней нагрузке произойдет повышение частоты резонанса и уменьшение его пика).


В частности на этом эффекте частичного сложения и вычитания гармоник основано многообразие суммарного и разностного звучаний двух или более датчиков. Звучание среднего сингла стратокастера было бы очень похоже на звучание совокупности 1-го и 3-го синглов, если все гармоники с каждого датчика полностью бы складывались, и он по существу был бы не нужен. Включение двух хамбакеров у порога и у грифа одновременно звучат совершенно непохоже на сингл, хотя и включены в параллель, зато провал середины, а также подъем низов и верхней середины, в соответствии с расстоянием между звукоснимателями, очень хорошо слышны.


Теперь хочу нарисовать пару слов об активных звукоснимателях и об их преимуществах перед пассивными. Активный звукосниматель всегда состоит из двух катушек, т.е. это или хамбакер или хамкенселлер. Электрическая схема представляет собой операционный усилитель с дифференциальным входом (балансным, аналогичным микрофонному – кто знает, тот поймет), встроенный в корпус датчика. Это исключает наличие лишних проводов разной длины и входную разделительную емкость, присутствующую во всех буферных каскадах, что приводит к существенному снижению уровня шумов, наводок и нелинейных искажений, а также исключает влияние на датчик (и его звучание) всех последующих элементов схемы. Активный звукосниматель изначально изготавливается с меньшим количеством витков катушки (до 10 раз), более слабым магнитом и специально подобранной входной нагрузкой. Выходное напряжение получается большим за счет усиления внутреннего усилителя, что положительно влияет на динамику и АЧХ выходного сигнала: улучшается атака, существенно расширяется диапазон воспроизводимых частот и уменьшается воздействие датчика на струны. Датчик помещается в пластиковый корпус и заливается вязким компаундом в вакуумной камере, что обеспечивает ему надежную защиту от окисления и микрофонного эффекта. Таким образом, получается хороший, долгоживущий, широкополосный (или прогнозируемо электрически эквализованный), малошумящий звукосниматель с отличными динамическими свойствами. Единственным его минусом является наличие батарейки непосредственно в гитаре. Учитывая, что потребление тока современными операционными усилителями, интегрированными в такие датчики, чрезвычайно мало, и осуществляется это потребление только при подключенном к гитаре кабеле, срок службы батарейки составляет 1000 – 3000 часов (1 – 3 датчика). Что при игре по 8 часов в день без обеда эквивалентно 1 году. Правда такого музыканта можно будет занести в книгу рекордов Гиннеса. В общем, не проблема это вовсе поменять батарейку раз в 2-3 года.


Ниже, на рис.10 - картинки активных датчиков.

рис.10


В принципе активным звукоснимателем за исключением некоторых «но» можно сделать любой звукосниматель, нужно лишь правильно его подключить. Это не совсем то же самое, что поставить буферный каскад непосредственно в гитару. Но это тема отдельных размышлений, относящаяся к согласованию гитары и примочек. 


Проблема выбора звукоснимателя.

После того как обсуждены основные технические стороны звукоснимателей, логично будет дать некоторые советы по выбору звукоснимателей. Особенно, я думаю, это волнует начинающих гитаристов.


Как только что показано, активные датчики имеют несомненные преимущества перед пассивными. Очевидно, что только переход на актив есть принципиальный переход к лучшей жизни, т.е. к более прогнозируемому и управляемому звуку. Как известно, ломать, – не строить. Поэтому изменить АЧХ, динамическую отдачу и тем самым свести звук активного звукоснимателя к звучанию любой модели пассивного или вообще к желаемому звучанию, несравнимо проще, чем сделать все это с пассивным датчиком. Получить этот результат можно с помощью простейших однополосных фильтров или однополосного параметрического эквалайзера и, если нужно, компрессора-лимитера – одним словом, с помощью тех устройств, которые и без того используются гитаристом в процессе обработки сигнала электрогитары.


Что касается пассивных звукоснимателей, то говорить, что один звукосниматель звучит лучше, чем другой – просто глупо. Они всего лишь звучат по-разному, поскольку заранее имеют заданный производителем динамический диапазон и, мягко говоря, неопределенную АЧХ, которая всегда будет зависеть от внешней нагрузки (кабель, буферный каскад примочки, потенциометры гитары). Одним словом пассивные датчики – это всегда «кот в мешке». И все ухищрения производителей в определении их звучания, какие-то оторванные от жизни, относительные (и даже, наверное, чьи-то субъективные!) диаграммы звучания – все это маркеттинговая и рекламная лабуда, на которую покупается неопытный и технически неграмотный пользователь. Поэтому очень тяжело давать советы, как из всей кучи эквализованного пассива на все случаи жизни имени ДиМарцио, Сеймор Дункан, какого-нибудь корейского, например ВуСунгХорус и т.д. что-либо выбрать. И как это дальше срастется с конкретной гитарой, проводами и примочками - никто не знает. Неблагодарное это дело – давать такие советы... Опираясь только на общие физические принципы работы звукоснимателей, можно только условно предполагать какой-то результат, но невозможно услышать звук конкретного датчика. Тем не менее, надеюсь, что знание этих принципов и основных параметров датчика, таких как тип и форма звукоснимателя, сопротивление, индуктивность и тип магнита, как-то поможет вам рулить своим желанием приобрести тот или иной звукосниматель.


О производителях и их продукции.

Основное правило в выборе производителя таково. Если пассивный звукосниматель намотан не дядей Васей в подворотне за пузырь водки, а произведен в нормальных фабричных условиях, где бы то ни было: в Корее, Китае, Германии или США, - то в силу простоты устройства и дешевизны материалов никак невозможно сказать, что, например, корейский датчик хуже немецкого. Разница состоит в том, что одни компании имеют ИМЯ, а другие – нет, в одной стране рабочая сила дорогая, а в другой она дешевле. В результате за ДиМарцио или Сеймор Дункан с вас попросят в 5 раз больше, чем за ничуть не худший по качеству исполнения ВуСунгХорус. А чтобы как-то оправдывать свою ценовую политику, у каждой компании существует множество песен и плясок с бубнами типа: «каждый миллиметр провода наших датчиков измерен штангенциркулем и залакирован специальной кисточкой нашим контроллером качества», или «воск, которым дважды пропитаны наши датчики, специально отобран у доисторических рогатых пчел Антарктиды, и рекомендован к применению лучшими пчеловодами Чукотки» и т.д. и т.п.


Что касается актива, то там технологии несколько, скажем, более продвинутые, да и вариаций на тему в силу конструкции меньше – мозги людям парить труднее, поэтому занимается активом мало кто EMG, Bartolini, корейцы из WooSungChorus выпускают пару неплохих моделей.


Если рассматривать рекламные тексты в сравнении от EMG и DiMarzio, то будет очевидно, что EMG ведут себя много честнее по отношению к покупателю. Они выпускают всего 5 моделей хамбакеров с вариациями магнитов: EMG’81 с керамикой, EMG’85 с АЛНИКО, EMG’89 тоже, что и EMG’85, но хамбакер и хамкенселлер в одном флаконе, EMG’60 минимально эквализоованный с керамикой, EMG’91 – для джазовых гитар, и 4 принципиальных модели хамкенселлеров EMG’S EMG’SA EMG’SAV, EMG’SV – специально эквализованный с торчащими АЛНИКО сердечниками для классических звуков стратокастера.


Все :)

 

Начало: Звукосниматели и их основные свойства (часть 1)

Окончание: Звукосниматели и их основные свойства (часть 2).



 


* Некоторые статьи, представленные в разделе "Мастерская", позаимствованы с других сайтов. Эти статьи на нашем сайте опубликованы с разрешения авторов, или владельцев ресурсов, на которых они опубликованы ранее.
При публикации таких статей на нашем сайте, обязательно укзазн первоисточник (ссылка на сайт), и автор статьи.
Если автор против публикации его статьи на нашем сайте, то, во избежание недоразумений, напишите возражение на e-mail: info_guitar@melodia.org.ua, и мы уберем вашу публикацию с нашего сайта.


       


Search
(Поиск по сайту)

- Проводить поиск по фразе целиком
- Проводить поиск по каждому слову (условие ИЛИ)

На сайте наконец-то заработал поиск по сайту.
6 июня 2012 г.

Т.к. тем уже много, то пора бы мне уже подумать и о механизме поиска по сайту.

И вот, наконец-то, сегодня закончил работу над поиском на сайте.

Теперь искать нужную информацию на сайте станет намного легче !

 


Подробнее >>

Немноно нотной теории. Тетрахорды.
9 марта 2012 г.

На сайте добавлено немного музыкальной теории - Тетрахорды.

Статья расположена в разделе "Ноты, литература. mp3 -> Литература, самоучители". 

Тетрахорды. Теория. (Это почти как нелюбимое в детствве "сольфеджио").


Подробнее >>

На сайте добавился раздел с биографиями музыкальных групп и исполнителей.
9 февраля 2012 г.

В разделе появился раздел "Биографии", где можно почерпнуть информацию об исполнителях и группах. Раздел пока наполняется контентом. Ну, собственно, сабж...


Подробнее >>

Ноты для гитары и аккорды

Ноты и аранжировки для гитары : Ноты, табы, литература → Ноты и аранжировки для гитары ;

Аккорды с текстами : Ноты, литература, mp3 → Табы, песни с аккордами .


Подробнее >>

Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.
19 октября 2011

Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.

В разделах "Ноты, литература, mp3", "Галерея", "Мастерская" и "Новости" к постам можно добавлять свои комментарии  посетителям сайта. 


Подробнее >>

ПЕРЕВОДЧИК ОНЛАЙН